Отцвела черёмуха, отцвела сирень, тополиный пух тоже отлетел ещё до жары июля… Начало лета в Москве было ознаменовано не только футбольным мундиалем, но и традиционным авторалли «Надежда», которое организует и проводит Московский автомобильный клуб инвалидов «МАКИ» во второй уик-энд июня.
В этом году ралли Надежда» прошло уже в 29-й раз! За прошедшие годы в Москву приезжало посоревноваться огромное количество инвалидов-автолюбителей из разных городов России и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Надеемся, что у них остались добрые воспоминания об этих поездках. Через газету передаём всем им наш горячий привет и наилучшие пожелания. Мы всех их помним и любим.
А нынешнее ралли стартовало в подмосковном Долгопрудном хмурым утром 10 июня. На площади Собина была установлена надувная стартовая арка.Рядом на постаменте возвышалась гордость города – зенитная ракета «Бук». Город Долгопрудный знаменит тем, что здесь ещё до Великой Отечественной войны находилось советское предприятие «Дирижаблестрой». С окончанием «золотого века» дирижаблей местное производство не потеряло «небесную тематику» и ныне выпускает известные ракеты «Бук», монумент которой оказался рядом со стартом.
…Накрапывал небольшой дождь. В так называемом «закрытом парке» судьи из техкомиссии проверили комплектность и исправность автомобилей. На ступенях местного техникума, на фоне огромного баннера, состоялся предстартовый митинг для участников ралли. В этом году на площади выстроилось 45 автомобилей, готовых рвануться «в бой»! Первый экипаж стартовал, как и положено по регламенту, в 10:01. За минуту до него ушёл со старта открывающий ралли, так называемый, «нулевой» экипаж. Так положено, он проверяет соответствие трассы с «дорожной книгой», правильное размещение судейских пунктов, а главное – безопасность: не перекопали ли за ночь дорогу поперёк экскаватором где-нибудь на 101-м километре. Особенно на режимном скоростном «допе»! А такие случаи в истории наших соревнований бывали…
На старте «КВ-0» всем экипажам вместе с отметкой в «контрольной карте» в машины выдавали по пакетику с питанием и традиционные памятные вымпелы «XXIX ралли НАДЕЖДА». Дорога дальняя, а перерыва на обед в этом году не было предусмотрено. С интервалом в одну минуту машины уходили в хитросплетение подмосковных дорог. С этой минуты для участников время потекло по иному – с точностью до секунды и даже до десятых долей. Если при нашей повседневной жизни такая точность не нужна (даже если опаздываешь на самолёт), то в авторалли – секунда дорогого стоит!
Небольшой ликбез: каждое опоздание на контрольные пункты «КВ» пенализируется штрафными очками. А на внезапных контрольных пунктах «ВКВ» штрафуется и опоздание, и опережение. На автослаломах «СЛ» штрафным является всё время прохождения до 0,1 секунды. Для настоящих мастеров ралли, прошедших всю трассу «в ноль» и не набравших штрафов вообще, скоростное фигурное вождение на площадке с конусами – есть единственный шанс обойти соперников. Поэтому там всегда «свистит» резина.
Если кратко, то главное правило – в течение всего дня автомобиль должен четко двигаться в заданном месте пространства в заданное время (плюс-минус – полминуты). А на режимных участках «РД» до секунды. Пилот ведёт машину, штурман считает, судьи на трассе контролируют. Ралли всегда проходит по дорогам общего пользования, и нужно учитывать трафик остального транспорта. Очень трудно приходится обгонять на лесной дороге трактор или местный рейсовый автобус. У его водителя своё расписание, а у вашего штурмана в «дорожной книге» (в просторечии «легенде») – своё! А нагоняются потерянные секунды очень трудно. Если на профессиональных ралли скоростные спецучастки «СУ» перекрывают для движения другого транспорта, то на любительских таких «допов» нет. Но раллисты знают, что и на «Надежде» иногда приходится «топить педаль в пол», превышая заданную в «легенде» скорость и даже разрешённую в ПДД. А вообще – это приятное, интересное, любимое многими мероприятие выходного дня. Поэтому на «Надежду» приезжают и инвалиды, и здоровые участники. Им это в кайф! Существуют специальные зачёты и абсолют.
Где, по каким районам Подмосковья весь день носятся машины, знают только те, кто «прописывал трассу». «Легенду» выдают на старте, до этого момента – это секретная информация. Иногда даже подозревают организаторов ралли – клуб «МАКИ», что они де знают трассу… Но это абсолютно исключено! Да и не нужно, так как в процессе гонки водитель видит только дорогу, а штурман «дорожную книгу». На проносящиеся придорожные пейзажи некогда отвлекаться. Зачастую свои же дачные места не узнаёшь!
В этом году протяжённость ралли составила 323 километра. Это не рекорд, но больше, чем в предыдущие годы. Только после финиша по прикидкам определились, что маршрут проходил по территориям Дмитровского, Клинского, Солнечногорского, Зеленоградского районов. Финишировали участники на площадке велотрека в Крылатском, где их ждал горячий и сытный обед (а вернее, ужин) в спорт-кафе. Все усталые и счастливые живо обсуждали заморочки на трассе, без которых не обходится ни одно ралли. Без таких «сюрпризов» было бы даже не интересно! Как полагается, после обсчёта контрольных карт и подведения итогов, вывешивается таблица предварительных результатов, на раллийном сленге метко называемая «простынёй». На ней сразу видно – кто, где и на сколько «опозорился»… Час даётся на то, чтобы опротестовать судейские данные и, как говорится, и вернуть свою честь!
После этого, уже поздно вечером, состоялось торжественное награждение победителей, вручение кубков, подарков, почётных грамот и фотографирование на память. Коллективное и индивидуальное. В клубе МАКИ хранятся фоторепортажи со всех 29 прошедших «Надежд», вымпела, накапотные наклейки за все года. Вот и «Надежда-2018» состоялась и стала уже историей.
P.S. Лётчики никогда не говорят – последний полёт, а говорят – крайний. Надеемся, что прошедшая «Надежда» не будет последней, а будет – крайней, и через год в июне в Москве снова встретятся старые друзья-автомобилисты, чтобы поучаствовать в юбилейном XXX ралли. В этом материале не случайно так подробно описаны основные принципы автомобильных ралли, потому что мы всегда ждём в гости и тех, кто уже приезжал к нам, и новых автомобилистов, желающих попробовать свои силы.
Подробная информация на сайте http://maki-avtoclub.msk.ru/
А вот герои «Надежды-2018»:
1 место: экипаж Антипов Сергей, Форафонтов Леонид;
2 место: экипаж Одарица Владимир, Одарица Надежда;
3 место: экипаж Коростелёв Михаил, Ушанов Сергей;
4 место: экипаж Мусатов Игорь, Ивинский Максим;
5 место: экипаж Касьянов Владимир, Яунсилс Анита;
6 место: зкипаж Легейда Дитрий, Куров Максим.
Виктор ВАХЛАКОВ, ветеран Московского автомобильного клуба инвалидов
Фото автора и Анвара Галеева
25 июня 2018