29 июня в Петрозаводске стартовала очередная такая экспедиция, осуществленная при поддержке Фонда президентских грантов и Всероссийского общества инвалидов. На этот раз в плавание отправилось 15 человек из Ленинградской области, Карелии, Санкт-Петербурга и Москвы. В команде были как участники предыдущих походов во главе с неутомимым заместителем председателя Ленинградской областной организации ВОИ Викторией Борканниковой, так и новички, в числе которых – представители прессы: я, корреспондент газеты «Надежда», и кинооператор Максим Носов.

Плохой погоды не бывает?
Еще на пирсе во время погрузки и предстартового инструктажа природа словно предупредила всех, что шутить не собирается. Посредине теплого летнего дня вдруг налетели тучи и хлынул ливень с грозой, да такой, что экипажи едва успели убрать вещи под навес. Метеопрогноз по Карелии на ближайшие дни не обещал ничего хорошего. (Недаром Виктория Борканникова заранее советовала всем запастись гермопакетами, сохраняющими вещи сухими в любую непогоду!) Но участников экспедиции это только раззадорило. К тому же, вскоре снова выглянуло солнце, и работы возобновились. 
К вечеру маленькая флотилия, состоящая из двух судов – оснащенной мотором реплики дубель-шлюпки «Якуцкъ», на которой в 1735 году отправился в Великую Северную экспедицию русский полярный исследователь Василий Прончищев, и современной яхты «Ласточка» – покинула Петрозаводскую бухту. Судами командовали опытные мореходы Александр Скворцов и Андрей Белов.
Едва мы вышли на простор Онежского озера, началась серьезная качка, так что все новички сразу поняли, что значит «быть во власти стихии», а попросту – передвигаться по палубе, которая в буквальном смысле слова уходит из-под ног. Бывалые челны команды зорко следили, чтобы они ни в коем случае не снимали спасательных жилетов. Ходить многим было трудно, а не ходить – попросту невозможно: туалет (по-флотски гальюн) на «Якуцке» находился в отдельном отсеке трюма, и попасть туда можно было только через люк на палубе. Еще сильнее трепало маленькую «Ласточку», которая чутко отзывается на малейшее движение волн. Впрочем, это не мешает фанату яхтинга Андрею Белову и его сыну Борису всерьез готовиться к походу вокруг Европы, а если повезет с финансами, то и к кругосветке.
Еще до полуночи экспедиция достигла первой точки маршрута – надежной пристани Лонгасы, что неподалеку от острова Кижи. А перед этим был фантастический закат с заревом в полнеба на западе и ярким столбом радуги на востоке – многообещающее завершение первого дня.
Однако на приколе мы застряли больше чем на сутки – усилившийся до 20 м/с ветер не позволял двигаться дальше. Зато появилось время для того, чтобы обжиться на судах, познакомиться с основными морскими узлами, порыбачить, а главное – получше узнать друг друга…
За четыре дня похода все настолько привыкли к качке, что попросту перестали ее замечать. И тут, в последний день, природа выдала очередной сюрприз – полный штиль и сильнейший туман. Если бы не современные навигационные приборы, стоять бы нам в северной Онеге еще как минимум сутки...

Команда
О каждом, кто пошел в эту экспедицию, можно без затруднений написать отдельный очерк. 
Москвич Олег Васильев потерял ногу во время срочной службы. Несмотря на травму, состоялся не только как профессиональный переводчик, но и как спортсмен. Перепробовал множество видов спорта, в том числе, и яхтенный. Серьезно занимается горными лыжами, участвует в программе РССИ «Небо, открытое для всех». На «Ласточке» он сразу стал правой рукой капитана.
На «Якуцке» то же место моментально занял участник всех экспедиций «Под парусами Надежды», весельчак и балагур Олег Иванов из Ленинградской области. Последствия ДЦП не помешали ему стать спортсменом-культуристом, заядлым рыбаком и одним из лидеров команды КВН «СВОИ из области». Он трогательно заботился обо всех, кому нужна была помощь. А уж умел, кажется, всё: и парус поставить, и порядок в кубрике навести, и приструнить пофигиста-новичка вроде меня, да так, чтобы было не слишком обидно.
На камбузе военного корабля, вопреки всем приметам, царила обаятельная и застенчивая Варвара Павлова из поселка Пиндуши (республика Карелия). Знаток спортивного ориентирования и повар по образованию, она часами простаивала у маленькой газовой плитки, готовя на всех вкуснейшую овсянку, наваристый борщ или макароны с тушенкой... И это – притом, что даже на палубе Варя не могла обойтись без трости. Команда была в восторге, а в помощниках у кока стремились побывать не только все девушки, но и мужчины. Только однажды волонтер Сергей Майстров (по должности – директор региональной лиги МС КВН «Невская лига») взял-таки власть на камбузе в свои умелые руки и сварил из наловленной рыбы отличную уху. А за право помыть посуду порой разыгрывались настоящие баталии...
Костяк экипажа «Ласточки» составила дружная спортивная семья Луковниковых из города Сосновый Бор Ленинградской области. Закаленные бесчисленными походами в горы, Валерий Иванович и Ольга Алексеевна не спасовали перед неожиданным вызовом судьбы. В 2000 году их сын Иван, тогда – студент техникума, упал и сильно ударился затылком. Образовалась гематома, стали мучить головные боли. Их причину распознали не сразу, операция по удалению гематомы прошла с осложнениями, юношу частично парализовало. Ему пришлось заново учиться говорить, обслуживать себя, ходить... Несмотря на это, Иван продолжает активно заниматься спортом – легкой атлетикой, дартсом, флорболом. А теперь, благодаря программе «Под парусами Надежды», узнал, что такое поход на яхте...
Карельские миры
Несмотря на сюрпризы погоды, участникам экспедиции удалось увидеть самые разные грани Прионежья. Во время стоянки в Лонгасах мы посмотрели старинное село Сенная губа. В нем жил известный сказитель конца XIX века Иван Рябинин, сохранились старые поморские дома и развалины церкви Святителя Николая Мирликийского начала XIX века. Сейчас рядом с ней сельчане достраивают новый храм. Добраться туда по бездорожью Большого Клименецкого острова помог местный житель Сергей на диковинном джипе – еще одно маленькое приключение! 
Потом были знаменитые Кижи. Многие из путешественников впервые увидели ансамбль Кижского погоста. Хотя главная его жемчужина, Преображенская церковь, уже много лет находится на реставрации, вид других шедевров русского деревянного зодчества способен впечатлить даже искушенных туристов. Ивана Луковникова больше всего поразило, что старинные церкви, мельницы и дома строились без единого гвоздя.
Но самой насыщенной оказалась программа стоянки у заброшенной деревни Пегрема. С утра большинство участников экспедиции прогулялось по прибрежному сосновому бору к месту, где полвека назад петрозаводский ученый Анатолий Журавлев нашел стоянку первобытного человека. С тех пор энтузиастом и его соратниками здесь обнаружено несколько десятков мест, хранящих следы жизнедеятельности наших далеких предков, в том числе – огромный храмовый комплекс. А несколько лет назад Журавлев превратил эту местность в оригинальный туристический объект, в котором сам проводит экскурсии.

Во время операции «Чистый берег» мы очистили от мусора часть побережья возле деревянной часовни Варлаама Хутынского второй половины XVII века – единственного уцелевшего здания Пегремы. К чести наших предшественников, его оказалось не очень много. Храм был открыт, а самые смелые даже смогли подняться на его пошатнувшуюся колокольню. А вечером в чистом карельском бору на берегу Онеги состоялась захватывающая туристическая пара-робинзонада, подготовленная Сергеем Майстровым. Ближе к ночи состязание плавно перешло в ужин у костра, сопровождаемый песнями под гитару. Те, кто устал, могли поспать в палатках, но не слишком долго – на 8 утра был назначен отход флотилии в обратный путь…

Выйти из зоны комфорта
Плавание на маломерных речных судах, к которым относятся и наши, – дело не простое, а для людей с инвалидностью – сложное вдвойне. Ради чего в век поклонения личному комфорту люди идут на их преодоление – вопрос не праздный. Именно его я и задала участникам экспедиции.
– С тех пор, как я познакомилась с Сергеем Потехиным – координатором проекта «Под парусами Надежды», просто «заболела» небом и парусами, – призналась Виктория Борканникова. – Два года назад впервые побывала в Пегреме с экспедицией, и теперь вновь и вновь сюда тянет. Сама не знаю, почему. Рада, что и ребята ловят от этого кайф.   
– Я впервые плаваю, и не хочется на берег сходить! – тут же подтвердила ее слова Варя Павлова.– А недавно, благодаря Виктории, прыгнула с парашютом. Вообще готова ехать всюду, куда позовут!
– Я тоже первый раз на корабле, – вступает в разговор Наталья Воронцова из города Пикалево.– Узнала, что такое качка. Сначала немного испугалась, но вскоре поняла, что переношу ее нормально. Я с 12 лет хожу на лодках, но там – совсем другие ощущения. Тут – здорово!
– А я хожу в эти экспедиции ради выхода из зоны собственного комфорта, – заявил Олег Иванов. – Того спектра эмоций, которые переживаю здесь, я не испытывал больше нигде.
И это – чистая правда. Но не вся.
Вся правда заключается в том, что участие без сопровождения даже в такой экспедиции, как эта, сегодня по плечу только физически крепким инвалидам, уверенно передвигающимся на своих двоих. Именно поэтому в процессе реализации программы «Под парусами Надежды» планируется построить первое в России 8-местное прогулочное парусно-моторное судно типа хаус-бот, удобное для людей на колясках, а также сделать доступным причал петрозаводского яхт-клуба «Полярный Одиссей» – главной базы экспедиций. 
Тогда шанс на воплощение своей мечты действительно появится у каждого! Десятки людей ежегодно смогут провести несколько дней наедине с природой, на себе ощутить благотворное влияние ясного неба, свежего ветра, чистого воздуха и прозрачной воды. А еще – познакомиться с людьми, увлеченными своим делом, такими, как наши капитаны и их помощники. Своим примером они наглядно показывают: главное в жизни – не то, что ты делаешь для себя, а то, что можешь дать другим людям.

Екатерина ЗОТОВА
Фото участников 
экспедиции

P.S. 3 августа в рамках проекта «Под парусами Надежды» РССИ, осуществляемого при поддержке Фонда президентских грантов, стартует очередная экспедиция «Онежская Экспедиция-2018» на реплике старинного парусного судна «Бригантина» , которая пройдет по маршруту Петрозаводск—остров Кижи—Соловецкие острова. Адмирал экспедиции — президент РССИ Флюр Нурлыгаянов.
30 июля на мачту бригантины установили новый парус, изготовленный по заказу Российского спортивного союза инвалидов. Экспедиция посвящается 30-летию ВОИ.

13 августа 2018