Участники первого международного парадайв-лагеря погрузились с аквалангом на дно бассейна санатория «Анапа», а затем и Черного моря. Особых слов благодарности и уважения заслуживает международная команда инструкторов, работающих с инвалидами и помогающих им узнать волшебный подводный мир. Это Татьяна Ананьева, Оксана Замула, Бранко Равнак, Алексей Вартанянц, Елена Топыричева и многие другие.

29 сентября руководители Фонда содействия выполнению государственной программы «Доступная среда», Российского спортивного союза инвалидов, Конфедерации подводной деятельности России и Международной ассоциации дайверов-инвалидов IAHD-Adriatic подписали Соглашение о сотрудничестве, целью которого является внедрение инновационного метода социально-культурной реабилитации людей с инвалидностью посредством парадайвинга. Материал о парадайв-лагере читайте на с. 8 –10.

С 26 сентября по 2 октября в городе-курорте Анапе был проведен Международный парадайв-лагерь Анапа 2013 «Дайвинг раздвигает барьеры». Организаторы: РССИ совместно с Благотворительным фондом «Урал», Фонд содействия выполнению государственной программы «Доступная среда» при активном участии его учредителей – Конфедерации подводной деятельности России (КПДР), дайвинг-центра «Аква-Глобус» и журнала «InVertum». Для участия в парадайв-лагере, совместных подводных погружениях и общения в Анапу приехали инвалиды, сопровождающие волонтеры и инструкторы из России, Украины, делегация Международной ассоциации по развитию дайвинга среди инвалидов IAHD Adriatic из Словении и Хорватии.Во время работы лагеря были проведены ознакомительные погружения и мастер-классы по дайвингу в бассейне и в море. Состоялось погружение группы парадайверов на потопленную во время боевых действий в феврале 1943 г. и покоящуюся на 19-метровой глубине самоходную паровую шаланду «Гордипия». 29 сентября руководители Фонда «Доступная среда», РССИ, КПДР и IAHD Adriatic подписали Соглашение о сотрудничестве, целью которого является внедрение инновационного метода социально-культурной реабилитации людей с инвалидностью посредством парадайвинга.

Марина Олейникова, Олег Баскаков

Фото Константина Капунова

На границе между землей и вселенной

Анне Демидовой довелось стать участницей первого Международного парадайв-лагеря в Анапе. Вот ее впечатления и мысли.

Итак, парадайв-лагерь. Проходил он в конце сентября, это время на черноморском побережье называется «бархатным сезоном» – температура воды и воздуха держится на уровне 25 градусов и видимость под водой достигает рекордной для Черного моря величины – 8 метров. Обычно – но не в 2013 году. Сыграло ли тут роль сакраментальное число или что другое, но так или иначе – погоды не было. Перед нашим приездом по Анапской бухте прошелся шестибальный шторм, основательно взболтав воду и уменьшив ее прозрачность втрое, температура над водой и под ней остановилась на отметке +15, и целыми днями с небольшими перерывами лил дождь.

Погоды не было, но программа, заявленная организаторами, каким-то совершенно непонятным образом оказалась выполненной: прошли ознакомительные погружения и мастер-классы в бассейне, дважды – в минуты относительного затишья – участники уходили под воду на «сайте» 26-го причала, а самые опытные совершили путешествие к затонувшему кораблю в районе полуострова Большой Утриш. И холодная вода не стала помехой.

Почему? По моему наблюдению, дайвингом, а тем более парадайвингом на сегодняшний день могут заниматься только «ненормальные» люди, то есть абсолютные энтузиасты, непоседы и первопроходцы по призванию. Именно такие и собрались в Анапе – как участники, так и организаторы. После семи сплавов по таежным рекам Северного Урала лезть в мокром гидрокостюме в холодную воду мне уже не казалось столь невозможным. То же самое, наверное, можно сказать о Сергее Бахметьеве и Александре Гайдамачуке из Воронежа с их богатым опытом байдарочных походов.

Сибиряку Андрею Толстову и Руслану Шакирову из Башкирии очень хотелось приобщиться к новой для них среде, и это желание перевесило все капризы погоды. Что касается организаторов – сотрудников дайв-центра «Аква-Глобус» и фонда «Доступная среда» с их многочисленными добровольными помощниками – то эти люди отдавались делу с такой полнотой, с такой душой и непосредственностью, с таким желанием помочь, научить, приобщить к прекрасному, что это самое дело просто не могло, не имело право не получиться!

Начать с того, как меня встретил волонтер Виктор – у трапа… нет, не самолета, поезда, и повез самой красивой дорогой в город. Он же меня и провожал, не давая промокнуть под проливным дождем. Дайв-инструктор Лена Топыричева из Санкт-Петербурга все дни опекала меня, как маленькую, сколько я ни пыталась убедить ее в отсутствии подобной необходимости. «Командующий парадом» Володя Прохоренко готов был учесть любое пожелание, хозяйка дайв-клуба Таня Ананьева – решить все «закавыки», а Оксана Замула, Света Мурашкина и Владимир Ананьев своей доброжелательностью и стремлением помочь могли прогреть любую воду и улучшить любую погоду!

Роскошно было просыпаться утром и видеть в большом – от пола до потолка – окне море. От места проживания до места действия было рукой подать и не приходилось тратить время и силы на дорогу – Анапа при своих небольших размерах все же не обходится без «пробок». Дайв-центр смог предоставить хорошее снаряжение фирмы AquaLung всем участникам, а желание порадовать гостей просто лилось через край. Мы и радовались – все вместе! Чего стоит одна поездка в Семигорье на дегустацию гаражных вин семейного производства, после которой вместе с Леной «болели» за питерский «Зенит» и признавались друг другу в любви. Такая непосредственность в проявлении чувств, такая неформальная теплая обстановка стала сегодня редкостью, и тем самым является ценностью сама по себе. Даже «большие начальники» – президент Конфедерации подводной деятельности России (КПДР) Валентин Григорьевич Сташевский (полвека посвятивший развитию этой самой деятельности не только в России, но и во всем мире) и президент Российского спортивного союза инвалидов (РССИ), заместитель председателя ВОИ Флюр Нурлыгаянов - не просто приехали поприветствовать участников дайвлагеря, они жили вместе с нами в отеле, внимательно наблюдали за событиями и активно участвовали в происходящем.

И нигде больше я не слышала такой взрывоопасной смеси русского, английского и словенского! Взрывоопасной она была потому, что частенько разражалась оглушительными раскатами хохота. При этом наши словенские и хорватские гости весьма успешно усваивали русский разговорный, и нередко слышалось произнесенное с легким акцентом многозначительное «Кошмар!». Каким образом переводчику Сергею Ковалеву удавалось лавировать в эмоциональных русско-английских потоках при обсуждении проблем обучения инвалидов и перспектив развития парадайвинга, я не представляю, но он всегда выходил победителем, приводя к взаимному пониманию людей, говорящих на разных языках, обладающих различным опытом, но делающих одно дело.

Теперь несколько слов о самом деле – дайвинге инвалидов и моем личном взгляде на некоторые вопросы. «Дайвинг раздвигает барьеры» – таков был девиз лагеря. Подводное плавание с аквалангами является для человека с инвалидностью обретением новой степени свободы и может сыграть роль мощнейшего средства социальной реабилитации, как это случилось с Владом Владимировым, привезенным в парадайв-лагерь из Сочи. Его привезли, но уезжал он уже САМ. Нет, он не встал на ноги, не приобрел способности полноценно работать руками, но у него появилось желание что-то делать. Восемнадцатилетний парень, оказавшийся почти полностью обездвиженным в результате травмы, за несколько дней превратился из аморфного существа в улыбающегося молодого человека с горящими глазами. Да ради одного этого Влада стоило затевать весь сыр-бор с дайв-лагерем! Чего он может достичь, ему наглядно продемонстрировали соотечественник Никита Ванков, словенец Йода и хорват Ива – все сертифицированные по системе CMAS полноценные дайверы.

Конечно, международный сертификат не может являться самоцелью. При современном уровне развития парадайвинга и – чего уж отрицать – неприятии мировым дайв-сообществом дайверов-инвалидов в своей среде сертификат не является пропуском в новый мир, и Бранко Равнак, основатель собственной школы парадайвинга и президент Международной ассоциации дайверов-инвалидов IAHD Adriatic с сожалением отметил этот аспект. Чтобы его преодолеть, необходимо приложить максимум совместных усилий. Тем не менее, «ключом», открывающим заветную дверь в новую жизнь, является сам процесс обучения подводному плаванию, приобретения новых навыков и открытия новых возможностей и ощущений. Собственно, поэтому я сама и занимаюсь дайвингом.

А занимаюсь я им достаточно давно и недостаточно успешно, на то есть объективные и субъективные причины. Я учусь по другой системе, у меня свой учитель – Илья Дубровский, которого я бесконечно уважаю и не собираюсь менять. У меня нет желания сравнивать здесь методики обучения – это весьма неблагодарное дело, так как свои «плюсы» и «минусы» имеются везде, и вдобавок они способны меняться местами в зависимости от обстоятельств. Скажу только, что меня очень порадовал тот факт, что инструкторская школа «Аква-Глобуса» пошла дальше своего учителя – Бранко Равнака – и не ограничилась обучением исключительно инвалидов с травмами позвоночника. Что ж, русские всегда отличались широтой натуры и…

Затрудняюсь как-то определить это качество. Имея некоторые познания в дайвинге, я прекрасно понимаю, насколько большую ответственность – не перед законом, а перед самим собой и перед людьми – несет инструктор, идя под воду с инвалидами. В условиях дайвлагеря не было возможности индивидуальной работы. Алексей Вартанянц пошел под воду со мной и с двумя абсолютными новичками – для них это было ознакомительное погружение в море. Они не боялись по причине полнейшего незнания, а вот я боялась подвести всех своим недостаточным умением. Так оно и оказалось, но все кончилось благополучно. И теперь я столь же благодарна инструктору, взявшему меня в море.

Практически, это было мое первое погружение в море – на глубину 6 метров. Холодная вода сводила пальцы, и пришлось с ходу придумать способ зажимать нос, чтобы «продуться». Леша все норовил помочь, но не буду же я под водой объяснять, что как-нибудь справлюсь и сама. Видимость и степень моего «пучеглазого» страха были таковы, что я обнаруживала поросший водорослями якорь только тогда, когда он оказывался в полуметре от моего носа. Правда, меня больше заинтересовала огромная медуза с фиолетовой каймой, которую никоим образом нельзя было трогать, и небольшие, абсолютно бессовестные рыбы, прямо-таки выпрашивавшие из рук еду, которую мы на этот раз забыли прихватить. Обычно все, ныряющие с 26-го причала, прихватывали с собой рапана, скармливая потом прожорливым рыбам. В моем дневнике погружений теперь так и написано: «наглые рыбы». Первый блин в море вышел не совсем уж комом…

В детстве, еще в советское время, мне нравился фильм «Люди и дельфины». Наверное, с тех еще пор во мне зародилось желание погладить дельфина. Сейчас мне больше сорока, у меня взрослая дочь, но та мечта осталась. Дельфинарии я не люблю, но в тот раз почему-то вдруг захотела поехать на Большой Утриш. И там… оказалось возможным погладить дельфина. И даже не одного, а целых четырех! Они высовывали из воды свои улыбающиеся головы, раскрывали зубастые рты, подставляли под ладонь упругие серые лбы и даже переворачивались, как котята, обнажая белые животы. И о чем-то верещали. Инструктор Виктор Прапор, некогда имевший дело с дельфинами, сказал потом, что они разговаривали со мной, отвечали на мои вопросы. Сейчас я не могу припомнить, говорила ли что-то осмысленное. Помню только, что меня переполняла радость – радость общения.

Это был последний день дайв-лагеря. А вечером вдруг оказалось, что я, не танцующая, умею танцевать. Во всяком случае, меня в этом горячо уверяли…

Анна ДЕМИДОВА

Флюр Нурлыгаянов, президент Российского спортивного союза инвалидов (РССИ):

– Три года назад, в Адлере на фестивале, совместно с АНО «Батискаф», мы познакомили его участников с основами парадайвинга. Конечно, сначала многим было страшновато, но те смельчаки, которые тогда рискнули погрузиться, не разочаровались и получили незабываемые впечатления. Потом эти сверхактивные девушки – Татьяна Ананьева, Оксана Замула и Светлана Мурашкина - уже не оставляли меня в покое. Думаю, что РССИ и дальше будет участвовать в развитии парадайвинга, потому что это перспективное и мощное средство реабилитации. Работу сегодняшнего дайв-лагеря считаю уникальной, так как здесь приобретаются и накапливаются знания, пока ещё нигде не прописанные. Люди учатся друг у друга, нарабатывают опыт, который, уверен, пригодится не одному поколению.

Бранко Равнак, президент Международной ассоциации дайверов-инвалидов:

– Занимаюсь дайвингом для инвалидов с 2002 года, приобщил к этому не один десяток людей, которые в обычной жизни не встают с инвалидных кресел. Если человек может водить машину, то и заниматься дайвингом он тоже может. Даже если у него травма спинная, даже если шейная. If you can drive you can dive. В мире мало кто этим занимается. Хлопотно, сложно, убыточно… Мне кажется, здесь мы обогнали всех. В воде люди на колясках, с так называемыми ограничениями здоровья, получают компенсацию за все свои мучения! Вдумайтесь, они находятся на пограничной территории между землей и вселенной. Это прорыв...

Валентин Сташевский, президент Конфедерации подводной деятельности России, член Административного совета международной организации CMAS EUROPE:

– Мир, в котором живут инвалиды, только похож на мир здоровых людей. На самом деле для них он гораздо более жесток, а в наших российских условиях зачастую и несправедлив. Соблюдая политкорректность, мы стараемся употреблять такие слова, как люди со специальными потребностями, с ограниченными возможностями. Но это не всегда так. Ведь их мужеству и личным достижениям подчас могут позавидовать и совершенно здоровые люди. Энтузиасты подводного плавания, стремясь внести свой вклад в устранение барьеров, предложили им свои услуги в области дайвинга. И получилось. Таким путём мы реально участвуем в создании мира равных возможностей, в интеграции инвалидов в общество.

Виктор Израйлит, руководитель Воронежского областного подводного клуба:

– Я увидел инвалидов под водой 15 лет назад, когда первый раз попал на Красное море. Позавидовал им. И когда три года назад ко мне пришли наши воронежские инвалиды – не поверите, даже обрадовался! Сложным было первое погружение, все пытались предугадать возможное развитие событий. Теперь страха нет, уже третью группу обучаем. Я очень рад, что двум моим ученикам – Сергею Бахметьеву и Александру Гайдамачуку – президент КПДР, член руководства CMAS EUROPE Валентин Сташевский вручил сегодня международные удостоверения дайверов. А вообще под водой можно многое. Можно устраивать праздники, проводить конкурсы, заниматься фотографированием и даже играть свадьбы! Но только при одном условии: всегда проявлять осторожность и соблюдать правила безопасности.

Татьяна Ананьева, руководитель дайв-центра «Аква-Глобус»:

– Два года назад ко мне в клуб пришел Никита Ванков – удивительный молодой человек. Мальчишкой получил тяжелейшие травмы, чудом остался жив. И он все время улыбается, это самый веселый человек на свете! Я посмотрела в его голубые глаза и поняла: Никиту надо брать! Сегодня Никита – знаменитый человек в Анапе и не только. Да, в мире происходят несчастья, люди лишаются ног, возможности передвигаться. Но почему при этом они должны лишаться и человеческих удовольствий?! Я всем могу дать только один совет – если вам нравится плавать, идите в дайв-центр. А уж мы сделаем всё, чтобы вы ещё больше полюбили воду!